KoRn блеснул гражданской позицией

В Петербурге выступили звезды стиля нью-метал

В петербургском дворце спорта «Юбилейный» прошел концерт американской группы Korn. Она приехала в Россию в рамках тура Bitch We Have a Problem. В проблемах Korn разбирался ЕГОР Ъ-ГАЛЕНКО.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=850986

Вокалист Джонатан Дэвис остается постоянной величиной Korn, как и его замысловатая микрофонная стойка. На разогреве играли Deathstars и Flyleaf, но зрители, которых запустили во дворец спорта последними, успели лишь к завершению предварительных выступлений. Но это, по всей видимости, было и не важно: во-первых, сама Korn отыграла длинный концерт, а во-вторых, уже несколько лет как протеже этой группы оставляют желать лучшего. И уж точно не сулят открытий чудных: если в середине 1990-х Korn оказалась предводителем стиля нью-метал — выигрышной смеси металла с хип-хопом, то на сегодняшний день этот стиль как минимум потерял остроту и актуальность. Ранее под крылом у Korn ютилось внушительное количество хамоватой пирсингованной молодежи, сбивавшейся в рок-группы. Так, например, Джонатан Дэвис (вокалист Korn) вывел в люди группу Limp Bizkit, познакомившись с ее лидером Фредом Дерстом в тату-салоне. Limp Bizkit в мгновение ока превзошла тиражами своих патронов, впрочем, она единственная.

К началу 2008 года Korn осталась фактически последним действующим героем нью-метала (еще, пожалуй, Deftones). Остальные растворились в пресном формате канала MTV, благодаря которому этот стиль превратился чуть ли не в ругательное слово для музыкантов. Неудивительно, что в партнерах промоутерской компании NCA по привозу Korn в Россию числится другой музыкальный телеканал — A-One, специализирующийся в основном на тяжелой гитарной музыке. Собственно, в рядах этой тяжелой гитарной музыки стоят рок-группы, почитающие участников Korn за богов. У подобных российских групп очень отзывчивая и сплоченная аудитория, всей душой поддерживающая своих кумиров. Чтобы «Психее» и Jane Air собрать пол-«Юбилейного», достаточно объявлений в интернете и стикеров в метро. Что уж говорить о Korn: афишные тумбы с анонсом концерта выглядели излишеством, виноватой уступкой статусу группы, все-таки зарубежные звезды приезжают, как не рекламировать?

Дворец спорта был почти битком, но ровно настолько, чтобы охранники не зверели и пропускали зрителей занимать места не согласно заранее купленным билетам, а как бог на душу положит. На заднике сцены висел плакат с парафразом обложки последнего альбома «Untitled». Да и сам тур Bitch We Have a Problem повторяет в названии песню с этого альбома. Korn меж тем играла песни не только и не столько с него. Джонатан Дэвис был одет в юбку-милитари (обычно он выходит в килте или просто в черной юбке). Он с видимым удовольствием исполнял свои ранние сочинения — «Faget», «Helmet in the Bush», «A.D.I.D.A.S.», «Ass Itch» и «Blind». Прозвучали все популярные песни группы, от «Freak On a Leash» до «Hold On». По сути, верный ход со стороны Korn: последние два ее альбома довольно прохладно встречены критикой и многими поклонниками.

Называя тур «Bitch We Have a Problem», Джонатан Дэвис имел в виду проблемы общества, какими он их видит. Если в 1990-х основной темой песен Korn было насилие над детьми и подростками со стороны взрослых и Дэвис на разные лады переигрывал сюжеты давления на неокрепшую психику, то в последнее время группа копнула, что называется, глубже. В песне, например, «Evolution» (и она была надсадно пропета в «Юбилейном») рассказывается о прогрессирующей глупости общества, возникающей от отсутствия гражданской ответственности. В видеоклипе — схемы, цифры, отчеты и диаграммы, меж которых скачет рок-группа, плюс, конечно же, физиономия Джорджа Буша.

У современного общества, конечно, полно проблем, есть они и у группы Korn. В начале 2008 года группу покинул гитарист Манки, временно и по уважительной причине — он ухаживает за тяжело заболевшим отцом. До этого эпизода Korn лишилась еще двух участников по разным причинам. Из первого состава остались только Дэвис и басист Филди. Саунд заметно изменился с введением синтезаторов и местами напоминает индустриальную группу Nine inch Nails, это особенно слышно в песне «Starting Over». Korn, судя по всему, пережила стиль, который она создала и возглавляла, выстояла и превратилась в мощную рок-группу, способную собирать залы даже несмотря на то, что выпустила два сомнительных альбома подряд. Вполне возможно, что через некоторое время по поводу ее приезда в Россию будет подниматься такой же ажиотаж, как по поводу приезда Metallica (а она в этом году, кстати, заявлена с концертом).